Баян-Сулу

Баянаул – слово монголо-тюркского происхождения, дословный его перевод – богатые,счастливые горы. Исторические предания казахов связывают также название гор и населенного пункта с именем красавицы Баян, героини народной эпической поэмы «Козы-Корпеш и Баян-Сулу», повествующей о страстной любви и безответной верности двух сердец.

По легенде, отец Баян-Сулу Карабай ежегодно кочевал от Аягуза до Тюмени, делая длительные остановки в горах Каркаралы, Баянаула, Домбралы, Моншакты и т.д. Баян особенно нравились горы Казылык, где было много черных цапель с красивым оперением. Из перьев этих птиц она сшила себе красивый головной убор, украшенный султаном, почему и горы были названы Каркаралы (горы Черной цапли), в Кокчетавских горах Баян нашла чудесное дерево, извлекающее приятный для слуха напевный звук. Из этого дерева Баян-Сулу сделали музыкальный инструмент – домбру, отчего гора была названа Домбралы. На соседних горах было много драгоценных камней, из которых она изготовила роскошный бисер (маншак), отчего эти горы были названы Маншакты (Бисерные). И сама Баян была девушкой чудесной красоты. Приставкв «слу» - красавица – стала неотъемлемой частью ее имени, а аул, где отец во время кочевья делал самые продолжительные остановки, стал любимым местом собрания молодежи, и все его называли Баянаул. Видя, какой славой пользуется красота дочери и какой большой за нее можно получить калым, Карабай утвердился в решении нарушить обет и клятву, данную при ее рождении другу Сарыбаю – выдать девушку замуж за его сына Козы-Корпеша. Поэтому со своими крупными стадами он стал откочевывать все дальше и дальше от семьи Сарыбая, в новые, далекие края. Тоскуя о Сары-Арке, многие родичи и пастухи отбились от Карабая. Остался верен ему лишб приставший в пути богач Кадар, который и стал добиваться руки Баян-Сулу. Карабай медлил – торговался. Но когда они сбились с дороги в пустыне, растерявшийся Карабай заявил Кадару: - Веди же караван через пустыню, а выведешь – бери себе Баян! Когда они успешно вышли к реке Аягуз, где и облюбовали себе место, новый жених стал торопить со свадьбой. Однако Баян-Сулу не любили злого, коварного и жадного Кадара и откладывала день свадьбы. … Шли дни и годы. Возмужавший Козы-Корпеш решил во что бы то ни стало найти свою невесту и, наконец, у Аягуза нашел аул Карабая. Джигит нанялся пастухом, познакомился и сдружился с красавицей Баян. Та нашла в Козы-Корпеше свой идеал – человека кристально чистой души, справедливого, храброго, опору беззащитных. Горячо полюбил девушку и Козы-Корпеш. «Не остановлюсь ни перед чем,- сказал он себе, - чтобы быть нам вместе». Козы-Корпешу удалось победить своего противника. Но, потерпев поражение в открытой схватке, Кадар ведет тайную борьбу. На его стороне отец девушки. Баян-Сулу говорит своему возлюбленному: - Враги тебя убьют! Бесценный мой, не жди пощады тут. Скорее увези меня отсюда, В родных местах найдем себе приют. Через несколько дней стрелой из лука Кадар предательски убил сонного Козы-Корпеша. Увидев дочь в безутешной печали, отец просит: - Голубушка, хватит слезы проливать. Тебе найдется пара. Не хочешь за Кадара? Так и быть. Но она ему ответила: - Люблю я одного Козы-Корпеша. Баян похоронила Козы-Корпеша в степи возле Кзыл-Кия. Приказала Кадару выкопать колодец и своими руками достать оттуда воды, которой она смоет печаль. Она предложила ему спуститься, держась за ленту, вплетенную в ее длинную косу, а как только Кадар спустился – обрезала косу. Девяносто джигитов, поклонников Баян-Сулу, забросали колодец камнями. Через год она, согласно обычаям предков, справила поминки по убитому жениху и приказала воздвигнуть над могилой мавзолей. Вбежала туда и, выхватив из-за пояса кинжал, вонзила его себе в сердце. С быстротой молнии разнес степной «узун-кулак» весть о трагической гибели красавицы Баян по всей казахской степи. В глубокой печали были все знавшие ее, слышавшие о ней. Они вспоминали каждый ее шаг, каждое слово. Когда-то купаясь в озере, Баян уронила в него мыло. - Не потому ли вода в нем такая мягкая? – говорили потом люди. Так и привыкли называть озеро мыльным – Сабындыколь.

Вспоминали подруги погибшей, как в детстве, сидя на склоне одной из гор, они расчесывали гребнем косы Баян-Сулу, и гору стали называть Тарах (Гребень) Самую высокую и красивую в этих горах вершину, в память о Баян, окрестили Акбет – Белолицей. Баян хорошо пела, любили ездить верхом. Однажды, остановясь на отдых у речки, она забыла там путы (шидер) – речку стали называть Шидерты. А речку на северо-востоке, у которой не раз раздавалось вдохновенное пение девушки, назвали Оленты (Песенная). Горы не на десятки верст вокруг аула еще в те незапамятные времена во всех кочевьях называли не иначе, как Баян-тау (горы Баян, Баянские горы). Так зовут их и теперь. Все кто проходит по горам Баянаула, по его туристическим тропам, не могут не восхищаться изваянием природы. Кажется, потрудился здесь в незапамятные времена великан-скульптор. Некоторые из этих изваяний воображением людей издавна одухотворялись, вводились как персонажи в народные сказания, легенды.