Выдающийся казахский поэт-демократ Султанмахмут Торайгыров родился 28 октября 1893 года в Кзыл-Тауском районе Кокшетауской области в семье скотовода. Детство Султанмахмута было безрадостным. Ребенком он познал всю горечь тяжелой, полуголодной жизни, постоянных лишений. Учение доставалось ему с большим трудом. Вначале мальчик учился грамоте дома с помощью отца. Затем несколько лет (1902-1907 гг.) у аульного муллы. От природы одаренный, наблюдательный мальчик не находил удовлетворения в чтении старых книг религиозного содержания. Он пытливо присматривался к жизни. Перед ним вставали картины быта кочевого аула с его типичным для патриархально-феодального общества укладом. Он задумывался над различными сторонами жизни, стремился постичь смысл веками складывавшихся казахских обычаев. В стихотворении 1907 года Султанмахмут говорит о твердом решении стать поэтом. В этом году он пишет несколько стихотворений. Среди них «Кривобокая, рябая девушка с острым носом», «Нос вздернут, низок ростом и рябой», которые поражают умением молодого, только начинающего тогда поэта создавать живой портрет, отличающийся удачно подмеченными конкретными чертами.
В 1908-1910 годы Султанмахмут учится в духовной школе-медресе — в Баянауле. Любознательный и трудолюбивый Султанмахмут проявляет необычайную настойчивость и упорство в достижении цели. Не имея средств к существованию, он был вынужден выполнять всю тяжелую работу у муллы, в семье которого он жил. Но, ни в этот период, ни после переезда в аул в 1911 году Султанмахмут не оставляет ученья. В это время он уже весьма скептически относится к религиозным проповедям, жаждет серьезных знаний.
В конце 1912 года Султанмахмут приехал в Троицк, чтобы продолжать ученье. Он решил овладеть русским языком и читать по-русски, изучить такие науки, как история и география. В Троицке он поступает в духовную школу. Поэтому пополнять знания ему приходится большею частью самостоятельно. Он изучает произведения Абая, знакомится с произведениями Пушкина, Лермонтова, Крылова в переводах великого просветителя. Несколько позже он читает произведения русских писателей и поэтов уже в оригинале.
В июле 1913 года Султанмахмут вынужден оставить учение. Лишения и голод подорвали здоровье, — он заболевает туберкулезом и едет в аул, где обучает детей. Страстное желание учиться мучит его, и он вскоре снова в Троицке, где становится одним из ведущих сотрудников известного прогрессивного журнала «Айкап», на страницах которого Султанмахмут впервые выступил как поэт, публицист и очеркист. В своих статьях поэт-демократ призывал молодежь быть в русле прогрессивных и демократических преобразований новой эпохи: «Учиться достижениям Европы. Знать не только бога, но и историю родного народа. Надо побольше общаться с передовыми нациями. Свобода, человечность, искренность должны сопровождать нас к единству… Откройся миру, молодежь, учись науке, воспитывай сама себя, займись земледелием».
В творчестве поэта этих лет значительное место занимают произведения, в которых он зовет молодежь к знаниям, науке, выступает как пропагандист культуры и искусства. В стихотворениях «Какова цель ученья?», «Думы учащегося», в рассказе «Печалюсь» поэт осуждает невежество и отсталость, призывает родной народ к просвещению.
В 1914 году Султанмахмут создает роман «Камар сұлу», одно из самых значительных произведений всей казахской литературы дореволюционного периода. Чувствуя недостаток своего образования, Султанмахмут серьезно думает об учении в русской школе. С этой целью он приезжает в конце 1914 года в город Семипалатинск. Однако поступить в русскую школу ему так и не удается, Султанмахмут вскоре уезжает из Семипалатинска и, работая учителем в аулах на Алтае и Тарбагатае, самостоятельно изучает русский язык.
В этот период Султанмахмут пишет роман в стихах «Кто виноват?», оконченный в 1915 году. В конце 1916 года Султанмахмут поступает на курсы в Томск. Занимается и читает поэт напряженно, с присущей ему настойчивостью и трудолюбием. В эти годы созревает писательское кредо Торайгырова. «Вступив на стезю поиска истины, не отступлю, перенесу все испытания, превозмогу усталость, пройду через заблуждения. Но останусь верен задуманному», — говорит поэт.
После февральской революции 1917 года, стремясь быть поближе к народу, он приезжает в Семипалатинск. Его охватывает радостное чувство, как и всех интеллектуалов казахского общества того времени. «Хочу быть солнцем, которое бы рассеяло тьму над головой моего народа». Торайгыров вступает в контакт с алаш-ординцами, печатает статьи в их газете «Сары Арка». Горячо подхватывая идеи лидеров «Алаша», он восхищается ими в своих стихах. Здоровье его ухудшается, и летом 1918 года Султанмахмут уезжает на родину — в Баянаул.
Смысл своей жизни Торайгыров видел в просвещении родного народа, в освобождении его от духовного и социально-политического гнета. Он ненавидел невежество и темноту, духовно уродовавшие людей, мечтал о свободной жизни, напряженно, порою мучительно искал пути преобразования кочевого аула. Путь к социально-экономическому развитию страны и культуры лежит через просвещение,— так думал он, и ему хотелось, чтобы всем было хорошо, но как?
В поисках истины одаренный юноша стал знакомиться с социально-политической, философской литературой — ему так необходимо было разобраться в сложных вопросах современности, чтобы найти свое место в общей борьбе. Многие произведения, полные оптимизма, веры в будущее Родины, созданы Торайгыровым именно в последние годы жизни, когда тяжелая болезнь приковала его к постели.
Последней незавершенной поэмой Султанмахмута была поэма «Айтыс» с подзаголовком «Состязание городского и степного акынов». В форме диалога поэт хотел показать ломку прежнего старообрядного жизненного уклада.
Гражданский лирик по характеру дарования, Султанмухмут Торайгыров за свою короткую жизнь создал столько значительных произведений, что по праву занял почетное место в истории национальной культуры. Пронизанная бескорыстной любовью к народу, его поэзия, по своей социальной направленности в чем-то близкая некрасовской музе, до сих пор звучит набатом гражданского мужества. Он верил в грядущее торжество правды и поэтому так неутомимо стремился приблизить «солнечное утро».
«Попытка осмыслить место индивида в грандиозных, космических масштабах,— пишет исследователь Мурат Ауэзов,— явление, не имевшее аналогов в казахской поэзии прошлого. Частицей вечной, неистребимой, огненной материи ощущает себя лирический герой поэзии Торайгырова. Не случайно излюбленный образ поэта — образ огня, воспринимаемый им как символ тепла и света».
Прославляя силу человеческого разума, способного проникнуть в тайны мироздания, в тайны бытия, поэт органически не приемлет насилие и невежество, как и Абай, целью своей жизни объявляет просвещение народа. Прав исследователь, когда подчеркивает: «Пылко, иногда в стиле жарких пророческих речений, клеймит он склонность к дремотному, бездуховному существованию, протестует против условий жизни, порождающих голод, нищету, умаляющих в человеке чувство собственного достоинства». Порою, мучаясь безответностью своих устремлений, не видя конкретных результатов своего труда, поэт сравнивает себя с семенем цветка, брошенным в пустыне.
С именем Торайгырова связан не только расцвет социально-философской поэзии, поэзии гражданского мужества, но и жанровое, художественное обогащение литературы. Создатель первых романов — в стихах и прозе, первых философских и социальных поэм и очерков, он был продолжателем демократических традиций.
Его знаменитый роман «Камар Сұлу» можно назвать поэмой в прозе. Поэт пишет взволнованно, порою ритмической прозой, вставляет стихотворные тексты. Красочные эпитеты и сравнения, поговорки и пословицы, крылатые выражения, взятые из устной поэзии и созданные самим С. Торайгыровым, придают стилю романа своеобразный национальный колорит, в текст вплетаются поэтические письма, народные песни (жар-жар, айтыс). Язык романа Торайгырова сочный, меткий, уходящий корнями в поэтическое творчество. Но Султанмахмут не ограничивался использованием лишь богатств родной речи, он использовал и слова из русской лексики для передачи новых мыслей и идей.
Творчество С. Торайгырова проникнуто страстной мечтой о свободном обществе. Устремленное в будущее его литературное наследие несет идеи человечности, бескорыстной любви к Родине. Своей подвижнической жизнью и творчеством поэт-народолюбец утверждает нравственный идеал человека.
Султанмахмуту Торайгырову установлен памятник в Павлодаре.
Его именем названа Павлодарская областная универсальная научная библиотека.
Его именем назван Павлодарский Государственный Университет, школа в с.Торайгыр.
Улицы в Баянауле, Павлодаре, Алма-Ате, Астане и других городах Казахстана.
Озеро и населённый пункт в Баянаульском районе Павлодарской области
Мемориальный музей поэта С.Торайгырова был организован на общественных началах в 1965 году в средней общеобразовательной школе, затем он был переведен в одну из комнат здания совхоза. С 1970 по 1992 год музей был расположен в здании сельского Дома культуры. В связи с празднованием 100-летия со дня рождения поэта, в 1993 году было построено новое типовое здание музея. Музей имеет 8 разделов постоянной экспозиции – это детские и юношеские годы поэта, в родном ауле, годы учёбы в медресе Баянаула, в городе Троицке, первые шаги творчества поэта, наследие поэта, родственники поэта и знатные земляки. Заведующая музеем поэта С.Торайгырова с 1999 года работает Серикбаева Нагима. До прихода в музей работала библиотекарем. В работе её отличает трудолюбие, ответственность, многое делает для пополнения экспонатов и пропаганды творчества поэта.
Торайгыров С. Избранное [переводы] / предисл. З.Ахметова. — Алма-Ата: Казгослитиздат, 1958. — 166 с.
Торайгыров С. Стихи // Антология казахской поэзии.- М.,1958. — С. 209 — 243
Торайгыров С. Избранное: стихи и поэмы / пер. с каз. — Алма-Ата: Жазушы, 1971. — 256 с.
Торайгыров С. Огонек в степи: избранные стихи / пер. с каз.; предисл. М.Ауэзова; примеч. А.Л.Жовтиса; худож. А.Ременик.- М.: Художественная литература, 1979. – 196 с., ил.
Торайгыров С. Стихи и поэмы / пер. с каз., предисл. М.Ауэзова; худож. Б.Машрапов.- Алма-Ата: Жазушы,1989. – 253 с., ил.
* * * * *
Султанмахмут Торайгыров // Әбентегі Қ.М. Рух нәрі – ұлы сөз. – Павлодар: ЭКО, 2009. – С. 219
Торайгыров Султанмахмут // Литература Казахстана : энциклопедический справочник. – Алматы, 2010. – С. 475-476
Торайгыров С. // Павлодарское Прииртышье: энциклопедия. – Павлодар,2003. – С. 578 — 581
* * * *
Абилев Д. Мечта поэта: Трилогия. – М., 1981. – 688 с. Абилев Д. У подножия Баянаула: роман. – Алма-Ата, 1978. – 272 с. Акбаева Л. Проблемы человека в мировоззрении С.Торайгырова. – Алматы, 1993. – 104 с. Султанмахмут Торайгыров // Кедрина З. Из живого источника: очерки советской казахской литературы. – изд. 2-е, доп. – Алма-Ата: Жазушы, 1966. – С. 85 – 92 Султанмахмут Торайгыров // Шабжантаева М.Ш. Звезды казахской литературы.Ч. 1.- Кокшетау, 2009. – С. 175 – 183 Султанмахмут Торайгыров и его роль в развитии казахской философии // Сегизбаев О. История казахской философии. – Алматы, 2001. – С. 344 – 367 * * * * * Канапьянов Б. Поэт-демократ Султанмахмут Торайгыров // Нива. – 2007. - №7. – С. 141-142 Салмурзина С. С.Торайгыров и его современники: поэтический взгляд // Звезда Прииртышья. - 1998