Копеев Машхур Жусуп (1858 — 1831)

Видный казахский поэт и публицист, этнограф и просветитель Машхур Жусуп Копеев родился в 1858 г. на территории волости Кызылтау, нынешнего Баянаульского района Павлодарской области. Подлинное его имя — Жусуп. Народ прозвал его Машхур («знаменитый») за публикации, которые были широко известны в его родных краях.
До 15 лет Жусуп обучался в медресе хазрета Камара, после чего в 1872 г. он едет в другие районы Северного и Центрального Казахстана, чтобы собирать произведения устного народного творчества. Он посетил известные всему Казахстану места: Караоткел, Атбасар, Кызылжар, ознакомился с жизнью, бытом и фольклором родов и племен, населявших эти края. Уже тогда он показал себя вдумчивым и наблюдательным поэтом, умеющим точно охарактеризовать и передать увиденные события и явления жизни.
В 1872 г. Машхур Жусуп поступил в медресе Кокельдаш в Бухаре и получил по его окончании высшее по тем временам мусульманское духовное образование. После окончания медресе он несколько лет проработал учителем в родных краях. В 1887-1890 гг. с целью углубления образования и знания восточных языков Машхур совершил путешествие в Среднюю Азию, жил в Туркестане, Ташкенте, Самарканде, Бухаре, где встречался со многими учеными и поэтами, в том числе с академиком В.В.Радловым. Жусуп Копеев в это время писал статьи и стихи, которые печатались в Казани. Хорошо известными были его книги «Наша жизнь», «Кому принадлежит Сарыарка», «Увиденное за долгую жизнь». Машхур написал поэмы «Короглы», «Ер Көкше», «Ер Саин», «Чертов торг» и другие.
Копеев с радостью встретил Октябрьскую революцию 1917 г. Несмотря на свой возраст, он активно участвовал в деятельности культурно-просветительских обществ и организаций. В своих произведениях этого периода Копеев приветствовал новшества, которые вводила Советская власть в жизнь казахов. Всю свою жизнь Машхур Жусуп Копеев посвятил делу просвещения казахского народа, улучшения его жизни. Просветительство Копеева ярко проявилось в его участии в распространении среди казахов новой методики обучения и нового алфавита («усули жадит»), созданного на основе староарабской письменности. Он сам обучал детей и молодежь грамоте, используя для этой цели книги, изданные новым шрифтом.
Блестящее знание арабского и персидского языков, природный поэтический дар, великолепное знание культуры и истории родного народа, способности аналитического характера помогали ему глубже и яснее, чем многим современникам, понимать суть происходящих событий и явлений, оценивать их, соразмеряя со своими просветительскими воззрениями. Оригинальные произведения М.Ж.Копеева в разное время входили в литературные хрестоматии, учебники и сборники казахской поэзии.
М.Копеев был не только поэтом, но и собирателем народного фольклора. Он оставил богатое наследие собраний генеалогий казахских родов и племен, которые отличаются подробностью сведений и событий, связанных с происхождением того или иного рода.
Именем М.Ж.Копеева названы улицы, школа в с.Жана-Жол.
Литература:
Копеев М.Ж. Баян-аул / М.Ж.Копеев // Дала уалаяты. — Казань,1890. — №6 ,7
Копеев Ю. Хороший мулла / Ю.Копеев // Особое прибавление к Акмолинским областным ведомостям. — 1890. — № 14.
Копеев М.Ж. Из Баянаула // Дала уалаяты. — Казань,1891.- 20 с.
Копеев М.Ж. Кому принадлежит Сарыарка ? // Дала уалаяты. — Казань. — 1907. — №5
Копеев М.Ж. Чертов торг // Поэты Казахстана. — Л.,1978. — С. 314 — 320
Копеев М.Ж. Чертов торг // Поэты пяти веков. Казахская поэзия ХV нач. ХХ веков. — Алма-Ата, 1993. — С. 231 — 235
Копеев Юсуф. «Местные известия»: [статья Копеева М-Ж., опубликованная в акмолинской газете за 1890 год; предис. к материалу краеведа С. Джаксыбаева] // Звезда Прииртышья.- 1998. — 26 ноября. — С. 14
Копеев М.Ж. Избранная лирика / пер. с каз.- Павлодар:ПГУ им.С.Торайгырова, 2006. – 100 с.
Копеев Машхур-Жусуп. Чертов торг: Из классической казахской поэзии / пер. с каз. Вл. Цыбина // Аманат. — 2006. — №5. — С. 135 – 137
* * * * *
Машхур Жусуп Копеев // Әбентегі Қ.М. Рух нәрі – ұлы сөз. – Павлодар: ЭКО, 2009. – С. 224
Машхур Жусуп// Павлодарское Прииртышье: энциклопедия. – Павлодар,2003. – С. 401 — 402
* * * * *
Арын Е. Чтобы память была деятельной..: Духовное наследие. Машхур Жусуп Копеев // Звезда Прииртышья. – 2010. – 21 января. – С. 4
Винтер И. Восхождение к Машхуру // Нива. – 2006. — №11. – С.167 – 171
Горбунов Сергей. Аура Машхура // Казахстанская правда.. – 2015. – С. – 9
Омирбаев Серик. Машхур Жусип Копеев: долгий путь к свободе // Звезда Прииртышья. – 2013. – 5 декабря. – С. 9
Приймак Д. Урочище Ескельды : [Машхур Жусуп Копеев] // Звезда Прииртышья. – 2001. – 20 марта. –С. 7
Тезекбаев М.Т. К проблеме перевода прозы М.Ж.Копеева на русский язык // Найзатас. – 2014. — №3. – С. 176 — 181
Халелова А. Вехи биогафии Копеева // Звезда Приитртышья. – 2006. – 18 февраля. – С.5
Шимырбаева Галия. Из плена забвения: [О Машхур-Жусупе Копееве] // Казахстанская правда. – 2003. – 26 ноября. – С.6; Звезда Прииртышья. – 2003. – 13 декабря. – С.4.

 

Памятник в с.Баянаул

 

Мемориальный музей М.Ж.Копеева первоначально был открыт на общественных началах в средней общеобразовательной школе. Последующим, 1981 году музей расположился в здании сельского Дома культуры. В 1993 году музей перевели во вновь построенное типовое здание. Музей имеет семь разделов постоянной экспозиции – это биография и родословная поэта, детские годы, первые научные труды, друзья поэта, исследователи научных трудов поэта, родственники и последователи поэта. В музее экспонируются личные вещи поэта, его труды и предметы быта того времени. Музей имеет 555 экспонатов, ежегодно его посещают более 1.0 тысячи человек. Заведующий музеем с 1993 года работает Пазылов Кажымукан, — внук поэта. За период его работы музей пополнился новыми ценными экспонатами. В музее проводятся много работы по пропаганде творчества поэта.

Поэт М.Ж.Копеев был похоронен на участке «Ескелды» в 1931 году. Первоначально на месте захоронения было построено помещение, к которому люди совершали паломничество для поклонения праху поэта.

В 1952 году это помещение – захоронение было разрушено советскими властями, затем оно было вновь отстроено в 70-е годы прошлого века.

11 ноября  2006 г. в урочище Ескельды (в Баянаульском районе) над могилой Машхур Жусупа был воздвигнут мавзолей. Последний приют Машхур Жусупа построен по проекту известных архитекторов Бека Ибраева и Садвакаса Агинтаева.

К культовому сооружению ведет добротная лестница с 73 ступеньками, символизирующими возраст Машхур-Жусупа. В первом пролете – 13 ступенек, затем идет ровная площадка, остальные марши уже по 12 ступеней, тоже разделенные площадками. В этом кроется глубокий смысл – согласно казахскому летоисчислению Машхур-Жусуп прожил шесть мушелей (промежуток жизни в 12 лет), однако первый мушель наступает в 13-летнем возрасте. (По более понятному для современных казахстанцев календарю получается 1857–1931 годы). Восхождение к могиле великого человека не отнимает много сил, а это очень важно, если учесть, что большинство паломников – люди в годах. Предусмотрена даже лавка для отдыха.

По бокам лестницы установлены мраморные стелы со стихами Машхур-Жусупа. Позолоченная входная дверь украшена инкрустацией и художественной резьбой – это произведение искусства от мастера-зергера Кырыма Алтынбекова. В архитектуре мавзолея соединены исламский и тюркский стили, он разделен на две просторные залы – гурхана и зиратхана. Первая предназначена для молитв и отдыха посетителей. В степи мазары служили также укрытием от непогоды и ночлегом для путников. На дверях, ведущих в следующий зал, начертаны суры из Корана. Здесь покоится прах Машхур-Жусупа. Девятитонное гранитное надгробие напоминает древнетюркское. У изголовья кулпытас, на котором высечены имена предков покойного до седьмого колена.

Сандыктас (надгробие) состоит из трех частей: нижняя символизирует загробный мир, средняя – царство живых, верхняя – мир аруахов (духов).