Бухар жырау Калкаманулы (1693 — 1787)

Казахский поэт-сказитель, государственный деятель Бухар-жырау Калкаманулы родился в районе горы Далба на территории нынешнего Баянаульского района Павлодарской области. Он происходил из рода Аргын, из его рода Каржас. Отец Бухара был батыром. Известно, что он имел мусульманское образование, в совершенстве владел искусством слова. Дошедшие до нас произведения Бухара были сохранены народом и записаны в конце ХIХ и начале ХХ столетия. Прожив долгую жизнь, Бухар-жырау стал свидетелем многих исторических событий. При Тауке-хане он был одним из влиятельных биев.
Претерпев материально-бытовые трудности и лишившись своего былого влияния в «Годы Великого бедствия…», с приходом к власти Абылай-хана Бухар-жырау возвращается к государственным делам. Являясь главным советником хана и одним из авторитетнейших биев, Бухар-жырау играл важную роль в разрешении крупных проблем жизни казахского народа.
Бухар-жырау был весьма образованным для своего времени человеком и писал на арабском языке. Из его поэтического наследия до нас дошло около 1200 строк. Они были собраны в XIX-XX вв. из устных преданий. Из сочинений Бухар-жырау и содержащихся в них идейных противоречий, выявляются многие противоречивые тенденции того времени. Нестабильный и переменчивый характер своего времени Бухар-жырау воспринимает как вполне закономерное явление. Он говорит, что в мире нет ничего вечного, подвергаются изменениям не только жизнь человечества, но и сама природа.
Бухар-жырау мечтает об объединении трех жузов казахского народа под началом единого сильного государства с одним центром. Поэтому, считая Абылай-хана способным претворить в жизнь эту мечту, Бухар-жырау всячески поддерживает его в своих действиях и песнях, ведет самоотверженную борьбу за развитие и укрепление ханской власти.
Бухар-жырау понимает, что установление дружественных отношений с русским народом отвечает жизненным интересам казахского народа. В этой связи он оказывает определенное влияние на Абылай-хана. Наряду с этим Бухар-жырау понимает, что основной целью царского правительства является реализация колониальной политики.
Затрагивая наиболее актуальные проблемы своего времени, в своих произведениях Бухар-жырау призывал людей к единству, дружбе и героизму. Подвергая острой критике некоторые жестокие поступки Абылай-хана, он, наряду с этим, является автором многих философско-афористических размышлений в виде агитационно-пропагандистских и безусловных сентенций.
Произведения Бухара, в которых он касался всех животрепещущих вопросов своего времени и пытался ответить на них, начали появляться на страницах печати еще до революции. Его произведения неоднократно издавались в сборниках, антологиях и хрестоматиях. Наиболее полно они представлены в антологии «Алдаспан», изданной в 1970 году. В 2002 году вышел сборник «Нар заман мен заман поэзиясы», где представлено значительное количество произведений жырау.
Литература:
Бухар-жырау // Сборник произведений казахских акынов, поэтов конца 18-19 веков / под ред. И. Т. Дюсенбаева.-Алма-Ата, 1962. — С. 30
Бухар-жырау. Стихи //Алдаспан. Антология казахской поэзии 15-18 веков. — Алма-Ата, 1970. — С.141 — 179
Бухар-жырау. Стихи // Поэзия жырау. Стихи казахских поэтов 15-18 веков: Пер. с каз. -Алма-Ата, 1987.- С.60 — 85
Бухар-жырау. Произведения — Алматы.-1992.-95 с. — (каз)
Бухар-жырау Ай, Абылай (Обращение к Аблай хану).- Алматы: Жалын.-1993. – 96 с.-(каз.)
Бухар-жырау: Стихи // Поэты пяти веков. Казахская поэзия ХV-начала ХХ веков / вступит.ст.; составит. М.М.Магауина. — Алматы,1993. — С. 66 — 86
***
Бухар жырау. Пожелание // Звезда Прииртышья. — 1993. — 26 августа
Бухар-жырау: Стихи // На страже. — 1993. — 16 декабря
* * * *
Бухар-жырау // История Казахстана: энциклопедический справочник. – Алматы,2010. – С. 125
Бухар жырау Калкаманулы // Әбентегі Қ.М. Рух нәрі – ұлы сөз. – Павлодар: ЭКО, 2009. – С. 224
Бухар жырау // Павлодарское Прииртышье: энциклопедия. – Павлодар,2003. – С.197
* * * *
Айтхожин К. Творчество Бухар жырау // Мысль. – 2013. — №11. – С.49 — 52