Байжанов Жаяу Муса (1835 — 1929)

Народный композитор, певец, акын Жаяу Муса Байжанов родился 18 октября 1835г. близ озера Жасыбай, ныне Баянаульский район Павлодарской области. Отец Жаяу Мусы Байжан был бедняком. Мальчик рано испытал тяготы сиротства, оставшись в детстве без матери. В судьбе Мусы принял участие дядя, давший ему воспитание. С семи лет был отдан на учение мулле, у которого познал азы арабской грамоты. В детские годы Муса познакомился с искусством посещавших его родной аул певцов и кюйши, с разновидностями исполнительской школы народной музыки. Сам он также пел и играл на домбре.
В 1851 году, приехав в Кызылжар (ныне Петропавловск), самостоятельно учился русскому языку. Помимо домбры и кобыза, осваивал скрипку и сырнай. Посещал концерты певцов и различных оркестров, что в значительной мере способствовало формированию его музыкально-эстетических взглядов. Муса дружил с первым казахским ученым, путешественником Ш.Ш.Уалихановым, создал музыку на стихи И.Алтынсарина «Давайте, дети, учиться», вел дневниковые записи в стихотворной форме, посвятил песни Абаю Кунанбаеву, назвал сына именем одного из героев Л .Н.Толстого — все это свидетельствует о том, как глубоко ощущал поэт веяние своего времени, дыхание современности, какой полнокровной творческой жизнью он жил.
Многопланово и идейно содержание песен и стихов Жаяу Мусы, в творчестве которого критические наблюдения, сатира, пейзажные зарисовки перемежаются с изображением тяжелой женской доли, свободолюбивых устремлений, мотивами неудовлетворенности. Значительное место в нем занимают любовная и гражданская лирика, образцы жоктау, басни.
В 1854 Жаяу Муса учился в русской школе в г. Омске. Во время учебы знакомился с газетами и журналами, издаваемыми в Петербурге, Москве, Казани, Оренбурге, Акмолинске. Первое крупное произведение «Кыздар-ай» («Ох, девушки») Муса создал в Омске. Творчество Жаяу Мусы развивалось в тесной связи с традиционным искусством того времени. Образцами служили произведения таких современных ему акынов и жыршы, как Токсанбай, Жанак, Тубек, Котеш, Жанабай и др. Вернувшись из Омска в родные края, Муса активно включился в общественную жизнь. В ту пору им сочинена песня «Аксиса» («Белый ситец»), в которой воссоздана картина социального неравенства, произвола правящей верхушки, протеста против несправедливости. Став свидетелем актов террора, устраиваемых царским правительством над народом, Жаяу Муса продолжал бороться, создавая гневные, обличительные песни и стихи.
На творчество Жаяу Мусы значительное влияние оказала музыка, созданная разными народами, услышанная в городах, где он побывал и внесшая в его произведения танцевальные ритмы, формы марша. В своих песнях он смело использовал не только интонации казахской народной музыки, но и интонации русских народных и городских песен. Песни Жаяу Мусы отличаются острой современностью, с большой силой и страстью раскрывают социальное неравенство («Аксиса», «Хау-лау», «Толгау», «Плач теленка», «Плач узника», «Суюндык»).
Многие — поэтично и образно изображают лирические переживания любящих сердец («Суршакыз», «Шолпан», «Саулем кыздар», «Гаухар кыз»), воспевают природу родного края («Баянаул», «Летний день», «Летом», «Улытау», «Сарын»), рисуют картины охоты, путешествий («Кобчик», «Каршыга», «Когер-шин»). В творчестве акына имеют место и юмористические песни («Кулбай», «Девушки Казани»), песни-посвящения спутнице жизни Сапар («К изголовью твоему я, Сапар, вновь пришел»). Жаяу Муса — автор кюев «Кюй девушки», «Кюй Кызбалы», «Кызкаркыра», «Камшылау». Наряду с песнями он оставил богатое литературное наследие — стихи и басни, отмеченные его демократическими устремлениями.
Творчество Жаяу Мусы имело большое значение в формировании и развитии народной музыки дореволюционного Казахстана. Множество рукописей Жаяу Мусы найдены в архивах Алма-Аты, Казани, Ленинграда, Омска. Нотные записи песен и кюев Жаяу Мусы сделаны в разные годы А В. Затаевичем, А. К. Жубановым, Б. Г. Ерзаковичем, М. Палиповым, исполнители его песен — К. Бабаков, К. Байжанов, А. Кашаубаев, К. Лекеров, С. Мусин.
Жаяу Муса умер летом 1929 года в возрасте 94 лет. На могиле Мусы акын Тыныштыгул произнес стихотворную речь:
Жуза Среднего прославленный жырши,
Ты был гордостью рода Суйиндык,
Ты был добр к беднякам от души,
Оттого-то и богатства не достиг!
Песней байские дома ты валил,
Словом втаптывал врагов наших в грязь.
Но увы! Грозный час наступил,
Смертных всех ожидающий час!
Музыка Жаяу Мусы используется в операх «Кыз Жибек», «Ер Трагын», «Биржан и Сара», «Бекет». Образ самого акына воссоздан в романе Зейтина Акишева «Жаяу Муса».
Имя Жаяу Мусы носит Аксуский колледж и музыкальная школа в с.Баянаул, улицы г..Павлодара и в с.Баянаул
Литература:
Байжанов Ж.М. Каршига / пер. с каз. Д.Приймак // Звезда Прииртышья.- 1990. — 20 февраля
* * * * *

Акишев З. Жаяу Муса : драма / пер. с каз. А. Калиев, Дм. Приймак. — Қалиев Ә. Сен жалғыз емессің. — Павлодар: ЭКО ҒОФ, 2003. – 172 — 232 б.
Жаяу Муса Байжанулы // Павлодарское Прииртышье : энциклопедия. — Павлодар, 2003. – С. 266
Жаяу Муса Байжанұлы // Әбентегі Қ.М. Рух нәрі – ұлы сөз. – Павлодар: ЭКО, 2009. – 221 – С. 215
* * * * *
Выдающиеся личности — о Жаяу Мусе: [высказывания, цитаты, стихи] // Регион.kz. — 2013.- 22 февраля. — С. 9
Из песен Жаяу Мусы // Звезда Прииртышья. — 1985. — 31 мая
Ларионов Дмитрий, Смеяться вопреки судьбе: [о жизни и творчестве Жаяу Мусы] // Регион.kz. — 2013. — 22 февраля. — С. 9