Айманов Шакен Кенжетаевич – знаменитый казахский актер, режиссер родился в Баянаульском районе Павлодарской области. Будучи учащимся школы в г. Семипалатинске, за тем — педагогического техникума, Айманов активно участвовал в работе городского кружка художественной самодеятельности. 1933г. по приглашению писателя Г.М. Мусрепова приехал в Алматы и был принят в труппу Казахского драматического театра, где работал по 1953г.
Актер широкого творческого диапазона, Айманов преимущественно играл главные роли в национальном репертуаре и полюбился зрителям своим самобытным талантом, глубиной постижения характеров.
Айманов внес значительный вклад в развитие казахского киноискусства возглавляя (1953г.) художественную часть студии «Казахфильм» и оказал огромное влияние на становление казахского театра. Первая его роль в драматическом театре им. М.Ауэзова — образ Грамофонова в пьесе Н.Погодина «Мой друг». Роли, сыгранные им в казахской драматургии: Акан сери, Кобыланды, Кодар, Керим. Алдар косе, Исатай, а также: Великанов в пьесе А.Островского «Таланты и пок¬лонники», Сатин в пьесе М.Горького «На дне», Хлестаков — Н.Гоголя «Ревизор». Кассио и Отелло — Шекспира «Отелло», Петруччио — «Укрощение строптивой».
Ш.Айманов сделал очень много для развития казахского киноискусства. Он снимался в фильмах «Райхан», «Песни Абая», «Золотой рог», «Жамбыл». Режиссер Е.Дзиган и драматург Н.Погодин пригласили Ш.Айманова вначале на эпизоди¬ческую роль, в ходе работы дали ему главную роль в фильме «Жамбыл». Удачно сыграв Жамбыла, актер стал популярным в народе. До сих пор зрители помнят и любят созданные им на экране образы Жамбыла и Алдар Косе.
В книге «Жан белек» Асанали Ашимов вспоминает: «Поездки Шакена в Мос¬кву — целое событие. Там его с радостью встречали Б.Андреев, Н.Крючков и др. Его друзьями были также такие корифеи кино, как С.Герасимов, С.Бондарчук. Вообще, Шакен был общительный, добродушный, всегда открытый для дружбы. Можно долго рассказывать об его умении находить общий язык с окружающи¬ми, в том числе с сельскими стариками. Мог запросто, по-дружески беседовать с такими знаменитостями кино, как Жан Марэ, Лоуренс Оливье. Во время съемок фильма он казался безмятежно спокойным, на самом деле он был внутренне соб¬ран. Даже играя в шахматы в паузах между съемками, он обдумывал творческие и производственные вопросы и когда приходил к решению, вдруг свертывал игру, говоря: «все, приступим к съемкам». Шакен имел необыкновенные способности к чтению. Читал быстро, информацию схватывал с ходу. Через 10—15 минут мог высказать необычные, существенные мнения о прочитанном. Умел по ходу работы переписывать сценарий. Отлично владел русским».
Достижениями казахского киноискусства считаются поставленные им фильмы «Дочь степей», «Наш милый доктор», «Конец атамана», «Земля отцов», «Мы здесь живем», «Ангел в тюбетейке» и др. Если проследить его жизнь в киноискусстве, то между первым фильмом «Амангельды» и фильмом «Конец атамана» — большой творческий путь.
Выпущенные режиссером Аймановым на экраны 12 его фильмов — это ле¬топись казахского кино. Вместе с тем, он активно участвовал в общественной жизни: депутат, общественный деятель, воспитывал молодое поколение актеров казахского театра и кино.
Ш.Айманов — талант, имеющий свой неповторимый стиль и в казахской дра¬матургии, и в киноискусстве. В своих актерских работах он вникал во внутренний мир героя, оттачивая жесты, позы, движения, а как режиссер он старался раскрыть художественно-идейное содержание произведения, сохраняя его национальные особенности. Ш.Айманов — талантливый художник, философски осмысливающий время и общество, в котором он творил.
Ш. Айманов — народный артист СССР, народный, заслуженный артист КазССР, один из основателей и до конца жизни первый секретарь правления союза кинематографистов КазССР. Награжден орденом Ленина, другими орденами и медалями.
Именем Ш.Айманова названы кинотеатр в г.Павлодар, улицы во многих городах, его имя носит школа-гимназия в с.Баянаул.
Литература:
Айманов Ш.К.// Павлодарское Прииртышье: энциклопедия. – Павлодар,2003. – С. 102 — 103
Беркович М. Кадры неоконченной ленты: Шакен Айманов без контуров. – Алма-Ата: Өнер,1984. – 152 с.
Айманов Ш. «О себе и своем искусстве». – Алматы, 1970.
Кино и вся жизнь: Сборник статей и воспоминаний о Ш.Айманове. – Алматы,1994. – 176 с.,ил.
Топжарған: Шәкен Аймановтың 100 жылдығына арналады. – Алматы: Раритет, 2014. – 400 б. + 2 вкл.
Федулин А., Резников Ю. Искусство рожденное дружбой (Страницы истории казахского кино). – М.,1972. – 80 с.
Шакен Айманов: фотоальбом. – Алматы,2004. – 160 с.
Шәкен Айманов: кітап-альбом / құраст. Қ.Беғалин. – Алматы Өнер,2014. – 320 б. – қазақша, орысша
* * * * *
Абуталипова М., Великий Шакен // Регион. Kz . – 2009. – 6 февраля. – С. 7
Енисеева-Варшавская Людмила, Открытое сердце Шакена // Мысль. – 2014. — № 4. – С. 53 -63; №5. – С. 66 — 76
Наш милый Шакен // Казахстанская правда. – 2003. – 16 сентября. – С. 5
Шимырбаева Галия, Шакен Айманов: каким он был? // Казахстанская правда. – 2014. – 21 февраля. – С. 20